Как правильно делать шлифовку и полировку эпоксидной смолы

Как и чем делать шлифовку и полировку

Специалисты предупреждают, что не нужно будет проводить шлифовальные и полировочные работы для изделия из эпоксидной смолы только одном в случае, когда ею заливают выровненные в горизонталь полы. В других же случаях без этого не обойтись.

Эпоксидка, когда застывает, имеет небольшую усадку. Когда заливают полы из эпоксидной смолы, то они получаются немного волнистыми, шероховатыми. Здесь не нужно шлифовать и полировать поверхность, иначе пол станет слишком скользким, особенно, если на него попадет вода.

Полировка изделий из эпоксидки

Бижутерию из эпоксидного компаунда сейчас делают многие рукодельницы. «Домашние ювелиры» точно знают, что при вынимании изделия из формы (молда) со стороны заливки часто образуется бороздка. Оказывается, эпоксидка по мере застывания немного уменьшается в размере и меняет форму. Не менее часто возникает потребность в коррекции гладких кристаллов, кулонов, медальонов. На их обратной стороне могут появляться разводы, потеки, наросты. Также необходимость в обработке поверхности есть при наличии таких дефектов:

  • излишков заливочной массы;
  • царапин и мелких сколов;
  • выступающих кромок;
  • неровных, заостренных краев; впадинок.

Полировка кольца из эпоксидной смолы Если дефект серьезный, отчаиваться не нужно. Придется хорошенько отполировать предмет, после чего нанести еще один слой эпоксидки. Это позволит скрыть недостаток без потери для качества. Все минусы будут сглажены, изделие станет смотреться идеально. Шлифовка и полировка – заключительная стадия работы, придающая завершенность украшению.

Нужна ли полировка вообще?

По нашему мнению, на финальном этапе создания украшений из эпоксидной смолы обязательно нужно выполнять полировку. Да, этот процесс занимает достаточное количество времени, но позволяет придать элементам безупречную гладкость, добиться максимальной прозрачности и блеска. Если вы хотите ускорить этот процесс без потери качества, то идеальным решением станет:

  • Специальная полировочная паста.
  • Полировочный круг или поролоновый диск (зависит от размеров изделия).
  • Дремель либо дрель.

Рабочий процесс

Полировочные пасты бывают двух видов: абразивные и безабразивные. Начинать полировать лучше с абразивной, так как в ней содержатся мелкие гранулы, и она отлично подготавливает поверхность для последнего этапа: полировки безабразивной пастой для получения идеального глянца. В работе с этой пастой лучше использовать поролоновую насадку. Форму насадки подбирайте индивидуально для каждого украшения — то, чем по вашему мнению, будет наиболее удобно отполировать украшение.

Полировочные пасты, подходящие для эпоксидной смолы, можно найти в автомобильном магазине. У мастеров популярны пасты 3М и Runway.

Обратите внимание: при работе с дремелем обязательно следите за тем, чтобы количество оборотов в минуту не превышало 1000 — иначе изделие может начать плавиться.

После полировки очистите ваше изделие от лишней пасты, вставьте фурнитуру и носите с удовольствием :) И, конечно, не забывайте об уходе за украшением, чтобы оно радовало ваш взгляд очень долго.

Приспособления и инструменты

Если партии изготавливаемых поделок небольшие, и дело не поставлено на поток, на промышленную основу, то можно обойтись рабочим минимумом. Это поролоновые губки с наклеенным на них слоем абразива разной степени зернистости, отдельные наждачные шкурки от «тройки» до «двух нулей», надфили и даже пилки для ногтей с алмазным напылением.

Из средств механизации процессов можно ограничиться такой вещью, как дремель – мобильный и миниатюрный инструмент с высокооборотистой вращающейся часть с насадками, применяемый для гравировок по металлу. К нему продается масса насадок разного диаметра, без которых невозможно выполнить работу по изготовлению, например, сережек, кулонов, колец.

Но у него есть и крупный недостаток: высокооборотистость может обернуться травмирующим фактором, а так как вещицу нельзя зажать в любое фиксирующее приспособление вроде тисков (на поверхности неминуемо останутся грубые следы, это все же не высокоуглеродистая сталь по степени прочности), изделие при обработке может вырвать из пальцев, и мало того, что его зашвырнет куда-то в неизвестную сторону, так еще пальцы получат травму. Поэтому самые тонкие процессы приходится делать вручную.

Второе механическое приспособление — фрезер для маникюра. Это похожее по принципу действия устройство, но с количеством оборотов в минуту поменьше, чем у дремеля. Некоторые мастера при работе с этими электромеханическими устройствами для того, чтобы удержать поделку в руках, наклеивают на губы пассатижей слой рубчатой жесткой резины толщиной в 2-3 мм. Последним приспособлением для полировки становится диск из жесткого и упругого поролона, закрепленный опять-таки на чем-нибудь быстро вращающемся. Притом диски покупаются разного диаметра от 10 до 100 мм.

Инструмент для работы

Поверхность таких дисков натирается пастой ГОИ зеленого, серого или коричневого цвета. От цвета пасты зависит ее степень абразивности: самые грубые имеют светло-зеленый цвет, а для придания поверхности зеркальных свойств используют уже самую темную, почти черную пасту ГОИ.

Полировочный материал под названием «Паста ГОИ» был разработан в свое время Государственным Оптическим Институтом (ГОИ) для окончательной полировки оптических линз и зеркал в телескопах-рефлекторах и рефракторах, а также для изготовления прецизионных объективов фотокамер. Запатентован, как советское изобретение, используется по всему миру на лицензионной основе.

Микроволнистость при усадке во время застывания эпоксидок проявляется часто и на поверхностях столешниц или кухонных фартуков, когда они находятся еще в стадии заливки и застывания в горизонтальном положении. Там дефекты поверхности, если вам нужен идеально ровный слой, убираются уже более грубыми инструментами.

Чаще всего это шлифовальные машинки для дерева. Притом с вращающейся, а не вибрационной частью. Хотя можно и комбинировать применение этих разных по принципу действия агрегатов: на первом этапе по поверхности проходят вибрационной, с грубой наждачной шкуркой, потом сменяют шкурку на более мелкую и деликатную, и только окончательную отделку проводят машинкой с вращающейся высокооборотистой частью. Отделывая сначала поверхность «нулевкой», а потом меняя круг на упругую резиновую или поролоновую воронку их плотного, твердого упругого поролона, пропитанного пастой ГОИ.

Как минимизировать появление дефектов

Что уменьшить число дефектов, рабочее место должно быть строго горизонтальным. Это достигается выверкой длины ножек, подкладкой под них клинышков. Серьезно относящиеся к своем делу мастера или заказывают специальный верстак с возможностью регулировки наклона рабочей поверхности, или вделывают в низ ножек регулировочные винты, изменяющие высоту и угол наклона стола.

Поверхность такого верстака устанавливается строго горизонтально с помощью уровней, только так можно добиться ровного затекания эпоксидной смолы в молды и застывания изделия именно в той конфигурации, как это было задумано изначально. В этом немалую роль играет материал форм, их фактурность. Ведь действительно, нельзя получить гладкую поверхность отливки, если стенки молда шероховаты или вообще упорядочено-структурированы.

Читайте также: Какие красители необходимо использовать при работе с эпоксидной смолой

Но неровности поверхностей отливок могут образоваться и от смазочного слоя, на котором остались следы от наносящего их инструмента (лопаточек) или даже от пальцев. Поэтому крайне редко получается, что вышедшее из формы вроде бы готовое изделие не нуждается в обработке. Задача мастера, минимизировать эти дополнительные работы.

Исправление изделия

Порядок приведения изделия в товарный вид:

  • осмотр вышедшей их формы поделки, определения фронта работ;
  • подбор приспособлений и инструментария для работы;
  • доведение поверхности изделия до прозрачности.

Дело в том, что чем грубее абразив, применяемый для обработки поверхностей, тем более матовой, непрозрачной она будет. Образующиеся на поверхности изделий крупные мелкие царапины и бороздки ломают прохождение лучей света, препятствуя их прямому ходу. В итоге получается матовый внешний слой.

Доведение до прозрачности предполагает применение все более тонких, мелких абразивов, которые в конце обязательно заменяются совсем уж милимикронными зернами паст ГОИ.

  • Для контроля прозрачности полезно время от времени смачивать полируемую поверхность водой. Если после высыхания водного слоя нет разницы в прозрачности, значит полировка закончена.
  • После завершения полировки изделие нужно покрыть специальным твердым после высыхания лаком для скрытия возможных, незаметных глазу дефектов и предохранения от получения новых. В качестве таких лаков могут быть использованы или паркетный на водной основе, или лак-гель для маникюра, но к нему тогда нужно иметь ультрафиолетовую лампу, облучение которой и делает лак твердым.

Не используйте для полировки и окончательной отделки войлочные или фетровые круги. Они могут безнадежно испортить изделие, особенно, если нанесенная паста ГОИ или иной полировочный материал разбавлены маслами или маслоподобными жидкостями вроде керосина или солярки. Произойдет внедрение этих материалов в верхний слой изделия вместе с загрязненными частицами, неизбежными в процессе полировки. Это все же не камень и стекло, а полимер, подверженный воздействию высоких температур, неизбежных в местах касания инструмента к поверхности.

Старательный работник

Учитывая, что застывшая эпоксидка представляет собой сложный полимер с разветвленными связями, для ее шлифовки и полировки можно использовать полировочные пасты для автомобильных деталей из высокопрочного пластика. Только они должны быть на водной основе.

Как правильно шлифовать

Мы советуем с вниманием отнестись к выбору способа шлифовки для устранения неровностей, сколов, царапин, канавок с изделий:

  • При работе с мелкими украшениями, например, кулонами или серьгами, лучше использовать ручную шлифовку.
  • Для более крупных изделий или имеющих серьезные дефекты, подходит механизированный способ.

Изделие из эпоксидной смолы, которое вы достали из формы (молда), нужно сначала проверить на дефекты, и если необходимо, дозалить смолой сколы и кратеры. После того, как смола застынет, можно приступать к шлифовке.

С помощью крупнозернистой наждачной бумаги или дремеля уберите большие неровности. Постепенно уменьшая зерно бумаги, аккуратно обрабатывайте ваше изделие. Идеальный вариант — выполнять шлифовку с водой, так как в данном случае уменьшается количество образующейся пыли, а вместе с тем, обеспечивается «мягкость» и равномерность обработки.

Не забудьте позаботиться о своем здоровье — используйте во время шлифовки защитную маску для дыхательных путей либо респиратор с противопылевым фильтром.

Особое внимание безопасности

Прозрачная эпоксидная смола для творчества полностью затвердевает через 36-48 часа при температуре 24°С часов. Важно приступать к шлифовке по окончанию данного периода, поскольку в процессе обработки не полностью отвержденной смолы могут отлетать частицы, которые опасны для глаз.

Последний этап

В любом случае важно защитить органы зрения очками, а дыхательные пути – защитной маской. Ведь, первый этап обработки считается самым грязным и пыльным. Также пригодится защитная одежда. Лучше работать в хорошо проветриваемом помещении или открыть окна после окончания работ.

Полезные советы

  • В процессе работы необходимы внимательно и равномерно запиливать изделие, чтобы не получить дополнительных выступов и бороздок;
  • Важно выполнять работу строго на горизонтальной поверхности;
  • Если дизайн изделия допускает эффект многослойности, то можно убрать лишь небольшие дефекты и зазубрины при помощи наждачной бумаги;
  • При необходимости дополнительной обработки лаком, изделие важно тщательно отполировать, уделяя внимания даже небольшим шероховатостям. Дополнительный слой лака только подчеркнет дефекты, если таковые есть.
  • Некоторые специалисты рекомендуют обрабатывать эпоксидную смолу в воде. Да, такая работа будет меньше пылить, что облегчает и ускоряет процесс. Но, единственным инструментом для работы становится наждачная бумага, которая не подвергается раскисанию.

Источники

  • https://practeco.ru/tekhnologiya/shlifovka-i-polirovka-epoksidki.html
  • https://hobbymagic.ru/poleznye-sovety/rabota-s-epoksidnoj-smoloj-sekrety-hitrosti/smola-dlja-sozdanija-ukrashenij-obzor-materialov-dlja-finishnoj-obrabotki/
  • https://kraska.guru/klej/smoly/polirovka-epoksidki.html
  • https://polymerika.ru/articles/remont-i-stroitelstvo/shlifovka-i-polirovka-prozrachnoj-smoly-dlya-tvorchestva/
Автор статьи
Вячеслав Григорьев
Плотник с опытом работы более 20 лет. Использует эпоксидку при создании мебели и предметов интерьера.
Написано статей
33
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Albaruthenia.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: