Как сделать раковину из эпоксидной смолы самостоятельно

Раковина из эпоксидной смолы

Когда приближается какой-нибудь праздник и нужно дарить подарки, то часто близкие люди ломают голову и думают, что же подарить. Можно, конечно, долго шататься по магазинам в поиске прекрасного и нужного подарка, а можно попробовать себя в роли настоящего мастера и изготовить подарок самостоятельно. В данном случае на помощь придет эпоксидная смола.

Из эпоксидной смолы можно изготовить множество полезных поделок. К примеру, сережки, браслеты, брелоки, кулоны, часы, картины, а также столы и стулья, но тут необходим небольшой опыт в работе с эпоксидкой. Рассмотрим, как можно самостоятельно изготовить раковину из эпоксидной смолы, что для этого понадобится.

Тонкости использования

Для изготовления мойки из эпоксидной смолы подойдет жидкий двухкомпонентный состав отечественного или зарубежного производства. В зависимости от поставленной цели, подойдут матовые и прозрачные типы смолы. Эффектно смотрятся сочетания нескольких типов смолы с добавлениями красителей. Чтобы изделие выглядело равномерно прокрашенным, надо тщательно промешивать смесь.

Перемешивание эпоксидного состава при добавлении отвердителя или красителей должно производится тщательно, желательно с помощью малооборотистой дрели (шуруповерта) и миксера для перемешивания красок. Недостаточность смешивания может привести к появлению волн и полосок разной твердости на поверхности изделия после отверждения. Время смешивания миксером объема смолы весом 1-3 кг – около 2-3 минут с последующим выходом пузырьков.

Область применения эпоксидных материалов достаточно широка. Их используют для гидроизоляции, получения химически стойких покрытий, увеличения прочности деревянных материалов. Для дизайнерских целей изделия из эпоксидки отливают в формах, шлифуют и режут.

Преимущества использования эпоксидки:

  • большая прочность;
  • маленькая усадка;
  • низкое влагопоглощение;
  • стойкость к износу.

Эпоксидка хорошо сочетается с полиэфирной смолой. Полиэфирка отличается прекрасными диэлектрическими свойствами, устойчива к износу и не выделяет вредные вещества при эксплуатации. Оба вида смол отвердевают при комнатной температуре и не нуждаются в дорогостоящих установках для обработки.

Так как полиэфирные смолы дешевле эпоксидных в два раза, их комбинирование оправдано. При нанесении одного вида смолы на другой обязательно нужно следить, чтобы они не соприкасались в неотвердевшем виде. Эпоксидная смола лучше клеится к полиэфирной, чем наоборот.

К минусам полиэфирок относится высокая горючесть. Некоторые бренды до сих пор используют в качестве растворителя токсичный стирол, так что перед покупкой понадобится ознакомиться с составом.

Нужно отметить, что работы с полиэфирными смолами допустимы только в помещениях, оборудованных хорошей системой вентиляции и с применением дополнительных мер безопасности (очки, угольный респиратор), так как в процессе отверждения полиэфирка выделяет большое количество летучих и вредных веществ. Производить что-либо из полиэфирных смол в бытовых помещениях настоятельно не рекомендуется.

Выбор материала

Раковину своими руками можно сделать из различных материалов. К ним относятся дерево, акрил, камень и бетон. Но легкие в исполнении остаются изделия из бетона. Этот материал дешевый и легкий в управлении.

Важные моменты

Раковина (мойка) из эпоксидной смолы, сделанная своими собственными руками – это уже высший дизайнерский класс, из-за ее 3D-формы, то есть объемности. Притом те приемы, которые применяют в отливках трехмерных объектов скульпторы, здесь совершенно не годятся. Все дело в таком свойстве эпоксидной смолы, как исключительная адгезия, то есть способность  проникать в структуру тех материалов, с которым она контактирует во время застывания.

Прозрачный вариант

Здесь вазелин, жир или мыло, которыми те же скульпторы изолируют форму отливки от самой отливки, чтобы потом с легкостью отделить одно от другого, не пойдут: они сами вступят в реакцию с эпоксидкой, став частью ее структуры и только немного изменив ее пластические свойства, а отдирать придется «с мясом», безнадежно испортив изделие и потраченные на него дорогостоящие материалы. Поэтому для изоляции матрицы от формируемого изделия используют специальный формовочно-изолирующий воск Honey Wax.

Кроме того, в отличие от изготовления плоских поверхностей вроде столешниц или сидений для стульев, понадобится как минимум в 2 раза больше инструментов. Это могут быть и фрезеры, и «болгарка» со сменным дисками, и шлифовальные круги, работающие в «мокром» режиме, когда обрабатываемая поверхность постоянно смачивается водой.

В помещении, в котором будет изготавливаться раковина, нужна надежная нагнетательно-вытяжная вентиляция, ведь выделяемые в процессе полимеризации эпоксидки газы и летучие вещества очень вредны для здоровья. Не стоит забывать и про абразивную обработку хоть формовочных материалов, хоть застывшей эпоксидной смолы: не будет вытяжки, все будет покрываться толстым слоем пыли. Нужна достаточная освещенность, стол-верстак со струбцинами и зажимами. Так что для формовки такого рода изделий нужен утепленный, достаточно комфортный электрофицированный сарай или вентилируемый и достаточно просторный  подвал, но никак не жилая комната в квартире или доме.

Изделие под дерево

Не будем рассматривать вариант  фрезерования и выборки древесины из  декоративного пня, который потом обрабатывается эпоксидкой во много слоев. Это уже  для дизайнеров, в полной мере освоивших многочисленный инструментарий.

Остановимся на более простой форме раковины – тонкостенной, простой геометрической формы, то есть овал, круг, прямоугольник со скругленным углами.

Для изготовления раковины понадобятся следующие материалы:

  • Пенопласт толщиной 8-10 мм – 5-6 кв. метров.
  • Выравниватель для стен «Волма» или строительный гипс – 5-6 кг.
  • Мелкая сосновая стружка после столярного фрезера – 3-4 литра.
  • Прозрачная эпоксидная смола класса «Арт», можно ЭД-20 — 5 кг.
  • Отвердитель для эпоксидной смолы – в нужном по инструкции объеме.
  • Скотч.
  • Одноразовая посуда объемом от 1,2 до 0, 8 л.
  • Воск изолирующий Honey Wax 400-450 г.

Стандартные размеры столешниц тумбочки под мойку обычно 800х600 мм. Исходя из этих размеров, сколачиваем плоский деревянный ящик с высотой бортиков 2-3 см, с хорошо отшлифованной шкуркой внутренней поверхностью днища.

Почему берут деревянную стружку именно после фрезеровки, она представляет собой тонкие длинный спиральки с четкой структурой древесины, которые хорошо разойдутся в массе эпоксидной смолы. Любые другие древесные отходы от обработки дадут структуру, напоминающую дерево-стружечную плиту. Впрочем, если устроит такая структура, можно вместо пенопласта взять куски деревостружечной плиты (ДСП). Склеивать эти куски между собой не «Волмой», а, например, ПВА. Но тогда процесс обработки станет более трудоемким и потребует совсем других, гораздо более мощных инструментов.

Необходимые Инструменты:

  • Многоскоростная шлифовальная машинка с вращающейся рабочей частью. Важно, чтобы она была не вибрационная.
  • Шлифовальные круги – абразивные и войлочные, с полировальной пастой.
  • Шкурка наждачная разной степени зернистости.
  • Шпатели пластиковые одноразовые.
  • Кисти малярные, тоже на один раз.
  • Термонож .
  • Фен строительный.

Процесс изготовления

Выбираем форму будущей раковины. Для первого опыта можно ограничиться простой формой – овал в сечении. Или круг с отрезанным сегментом.

  • Плоский ящик 800х600 мм устанавливается с помощью уровня строго горизонтально, чтобы избежать большего стекания эпоксидки на одну из сторон. Выбирается место размещения в будущей столешнице раковины. Под этим местом электролобзиком вырезается кусок фанеры размером чуть меньше внешнего размера раковины, но не убирается, а остается на месте. Это делается для облегчения процесса убирания пенопласта с застывшей шпатлевкой на окончательном этапе работ.
  • Из пенопласта термоножом вырезаем заготовки по размеру будущей раковины разного размера: большая, соответствующая открытому краю, а потом все меньше и меньше. Чтобы в перевернутом виде, после накладывания заготовок одну на другую, получился грубый ступенчатый макет раковины. Пенопластовые слои скрепляются друг с другом разведенной как для шпатлевки стен «Волмой». Высота полученного купола (она же глубина будущей раковины) должна быть в пределах 15-16 см.

Готовый ступенчатый макет должен быть по размеру на 2-3 см меньше будущей раковины — недостающий объем добавится внешними слоями «Волмы».

  • Разведенной до консистенции густой сметаны «Волмой» вымазываем кокон обратной стороны раковины до скрытия ступенчатой структуры +3-4 мм. Остатки шпатлевки удаляются с поверхность ящика-формы.
  • После 12-15-часовой выдержки шкуркой разной степени зернистости зачищается поверхность кокона-матрицы до гладкого состояния. Особой аккуратности требует зачистка переходной зоны раковины в столешницу. После этого пыль с поверхность тщательно убирается чуть влажной ветошью. Поверхность высушивается строительным феном, обдувается сжатым воздухом, можно использовать туго накачанную автомобильную камеру.
  • Воск плавится до жидкого состояния и кистью быстро наносится на все поверхности: внутренние бортики ящика-формы, кокон, плоскость дна ящика — будущую столешницу. Затем воск разравнивается шпателями, чтобы убрать следы щетины от кисти, и куском сукна или любой грубой шерстяной ткани застывший воск полируется до глянцевого состояния. Старайтесь не пропустить ни одного миллиметра поверхности во время обработки воском.
  • Разводится 700-800 мл эпоксидной смолы с отвердителем без древесно-стружечного наполнителя для формирования первого, внешнего прозрачного слоя. Такой слой нужен для того, чтобы потом, в процессе полировок, вплотную прилегающие к поверхность частички стружки не вскрылись с получением к ним доступа воздуха или воды, что вызовет гниение дерева внутри декоративного слоя. Смолой, как краской, покрывается кокон раковинной матрицы и поверхность ящика – формы для столешницы. Вся поверхность эпоксидки, наложенная на матрицу, прогревается феном, это выгонит образовавшиеся в процессе перемешивания воздушные пузырьки. Только не увлекайтесь, не нагревайте выше 60°C градусов, это может заставить закипеть слой.
  • На полное застывание эпоксидного слоя дается 24 часа, после чего операцию повторяют. Прозрачный защитный слой на поверхности матриц раковины столешницы должен быть 2-3 мм.

Разведенная смола с отвердителем имеет достаточную густоту, чтобы удержаться на покатых стенках матрицы раковины. Часть ее, конечно, стечет вниз, но для предотвращения этого можно на вертикальные и покатые части матрицы наносить меньше эпоксидки и дополнительно разравнивать ее кистями и  шпателями. Только следите, чтобы из кистей не лезла щетина, и сразу убирайте эти выпавшие шетинки.

  • Разводится первая партия смолы с фрезеровальной сосновой стружкой. Объем стружки в полтора-два литра смешивается с 1,8-2,0 литрами эпоксидной смолы, в которую уже введен отвердитель. Шпателем полученная масса накладывается на предварительно покрытые прозрачным эпоксидным составом поверхности. Пока идет застывание, можно также шпателем корректировать поверхность матрицы раковины, не давая стечь слишком большому количеству эпоксидки со стружкой.
  • После полного застывания через сутки разводится итоговая партия из остатков стружки и смолы, также покрываются все поверхности.
  • После застывания последнего слоя лучше выждать 48 часов. Все время манипуляций с эпоксидкой, начиная с первых защитных слоев, конструкцию желательно прикрывать полиэтиленом на каркасе, своеобразным куполом, для того, чтобы избежать попадания на изделие насекомых, пыли, соринок.
  • Делаем технологическое отверстия: для слива, боковое для предохранительного патрубка, если оно предусмотрено конструкцией сливного гусака-сифона, и для установки смесителя. Для центрального слива на самой высокой точке купола-матрицы (после снятия с формы эта точка окажется самой нижней) высверливается (вырезается) отверстие для отводного патрубка и решетки-шайбы.
  • Вынимание готовой столешницы с раковиной начинается с разборки бортиков ящика-формы. Затем отделяется днище ящика, обнажая столешницу, затем через заранее выпиленный участок в фанере начинают выборку слоев пенопласта с застывшей «Волмой».

Мраморный цвет

Хаотично расположенные в толще эпоксидки цилиндрические спиральки-стружки от фрезера имеют гладкую структуру среза боковых поверхностей, и очень эффектно играют в отраженном свете. Да, текстуры натурального дерева из массива не получится,но ведь и приготовленный таким же образом искусственный мраморный камень тоже будет отличаться от натурального. Здесь эстетическим критерием выступает не похожесть полученного изделия на натуральное, а его оригинальность, а сосновая фрезерная стружка после пропитки эпоксидкой приобретает медовый насыщенный цвет. Многослойное же расположение этой стружки в толще массива эпоксидки обеспечивает непередаваемую игру света.

Возможные неровности полируются войлочными кругами со специальной полировочной пастой. Полируемая поверхность должна смачиваться водой. Крепеж полученной раковины-мойки к верху тумбочки обеспечивается алюминиевым уголком на оцинкованных саморезах или на силиконовом клее-герметике.

Полученный дерево-эпоксидный композит почти не отличается по весу от такого же стального или эмалированного, и легче керамического, а тем более каменного.

Заключение

Изготовить раковину можно своими руками из подручных материалов. Главное заранее подготовить все необходимое и приступить к работе. Бетонная раковина прослужит долго, качественное исполнение делает раковину нерушимой. А облицовка поможет подогнать ее к любому дизайну.

Источники

  • https://practeco.ru/izdeliya/rakovina-iz-epoksidnoj-smoly.html
  • https://tepliysezon.com/rakovina-iz-epoksidnoy-smoly-svoimi-rukami/
  • https://santekhstroy.ru/mojki/rakovina-svoimi-rukami-iz-epoksidnoj-smoly.html
Автор статьи
Вячеслав Григорьев
Плотник с опытом работы более 20 лет. Использует эпоксидку при создании мебели и предметов интерьера.
Написано статей
50
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Albaruthenia.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: