Какую эпоксидную смолу лучше всего использовать для украшений

Какая эпоксидка лучше подойдет для бижутерии

Первые эпоксидные смолы, которые появились несколько десятков лет назад, имели сугубо производственно-прикладное использование. Такими смолами заливали полы, создавали стеклоткань и первые композитные материалы в судостроении. Но уже тогда ювелиры, у которых очень ценился янтарь с попавшими в него давным-давно насекомыми, придумали использование эпоксидной смолы для создания похожих поделок.

Рассмотрим, какая эпоксидная смола лучше всего подойдет создания украшений, какие советы могут дать специалисты.

Какой бывает эпоксидная смола для творчества

На сегодня существует более десятка видов эпоксидных смол. Отличаются между собой консистенцией, цветом, свойствами, плотностью эпоксидной смолы и прочими эксплуатационными характеристиками. Не все подобные составы используются для творчества. Рассмотрим основные виды подобного материала.

Характеристики популярной разновидности эпоксидной смолы ЭД-20

Наиболее «ходовой» маркой эпоксидки уже не одно десятилетие считается ЭД-20. В свою очередь, она производится первого и высшего сорта. Первосортный материал имеет повышенную вязкость и желтоватый цвет. Время её жизнедеятельности – не более 4 часов. Подобный синтетический продукт идеально подходит для применения в промышленности различного направления: авиа- , машино- , судостроение, электротехническая область. Зачастую эпоксидную смолу ЭД-20 применяют в качестве основы для клеев, герметиков, заливочных и пропиточных составов.

Другое дело − эпоксидная смола ЭД-20 высшего сорта, изготовленная специально для декоративных изделий. Характеризуется предельным уровнем прозрачности и хорошей вязкостью. С таким материалом довольно просто и приятно работать. Именно такой состав принято называть эпоксидной смолой для творчества. На рынке она представлена различными брендами производителей: от заграничных до отечественных.

Самыми лучшими ювелирными смолами считаются такие марки, как Crystal Glass, Viva Dеcor, Epoxy. В зависимости от того, как их разведёшь, консистенция может быть густой или жидкой, но главное, что сам получаемый раствор без пузырьков и отлично принимает любую форму. Эти производители, как и прочие, выпускающие ювелирные компаунды, также работают со смолами ЭД-16, ЭД-22.

Прозрачная и цветная эпоксидная смола для заливки

Смотришь на работы из компаунда и удивляешься, насколько красивые и глубокие цвета у них. Где бы такой купить, и какая цена будет у эпоксидной смолы такого оттенка? Как уже говорилось выше, подобный синтетический состав бывает либо прозрачный, либо желтоватый, что последнее негативно отражается на эстетике изделия.

Смола и отвердитель

Для придания декоративности и дизайнерского цветового решения в изделиях из синтетической смолы выпускаются целые линии всевозможных пигментов и наполнителей. То, насколько ярким получится оттенок и равномерно промешается цвет, зависит от свойств приобретаемой марки компаунда и, несомненно, мастерства самого «творца». Поэтому только опыт и приобретаемые навыки помогут добиться нужных результатов.

Однако сравнительно недавно на российском рынке появился такой продукт для декорирования изделий, как мягкое стекло. Ещё его зачастую называют именно цветной эпоксидной смолой, так как в основе состава лежит именно такой синтетический материал. Представляет собой некую цветную пасту, предназначающуюся для нанесения на любую поверхность. При высыхании создаёт эффект маруанского стекла. Очень популярны такие составы при росписи стекла, создании витражей и прочих необычных вещиц.

Как пользоваться эпоксидной смолой для небольших изделий

Работать подобным синтетическим компаундом для опытных мастеров не составляет особого труда, так как такие составы стабильны при приготовлении и заливке. У новичков же могут возникнуть вопросы. Правильно говорят, что дьявол кроется в деталях. Именно его и «отыщут» на видео ниже, рассказывая, как работать с ювелирной эпоксидной смолой.

Критерии выбора

Наряду с такими качествами, как скорость застывания и экологичность, многие мастера на первое место помещают оптические свойства смол, применяемых для отливок. Что при этом имеется в виду? Ведь «прозрачность» материала не является аналогом термина «бесцветность». Например, чайная заварка прозрачна, но не бесцветна. Молоко бесцветно, если считать белый цвет бесцветным, но не прозрачно.

Поэтому если свет свободно проходит сквозь состав, но при этом меняет свой спектральный состав, то говорить о бесцветности нельзя.

Данным свойством «грешат» старые, еще советские разработки, ведь в экономике того времени при планировании не рассчитывали выпускать эпоксидные смолы с таким характеристиками, как бесцветность, сочетаемую с прозрачностью. Это не говорит о том, что химической промышленности советского периода таких смол разработать не могла,  школа советской химии была на уровне лучших мировых стандартов. Дело было просто в некоторой неразворотливости плановой экономики, как таковой.

Выбор сделан, смола приобретена, но что можно наблюдать в реальности? Смотря для какой цели она куплена, какой тип изделий будет из нее изготавливаться. Если толщина покрытия или отливки не будет превышать 4-5 мм, то допускается легкий лимонно- желтый или охристо-желтый оттенок ее в массе, то есть при отливке таким слоем застывшая смола при чисто визуальной оценке будет восприниматься как совершенно прозрачная или бесцветная.

Читайте также: Как пропитать дерево эпоксидной смолой

Заметить желтоватый оттенок в ней можно будет, если только превысит толщину в 10 мм и более. Но такие смолы обладают еще одним неприемлемым качеством: если слой заливки превысит некую, часто небольшую, величину, произойдет ее сильный саморазогрев. В аннотациях в таких случаях всегда есть предупреждение о цветности прозрачного слоя, и о предельной толщине его заливки, выше которой возможны термические явления.

Красивый кулон

Для заливок толщиной до 50 мм применяются смолы или абсолютно прозрачные, или, что чаще всего, с некоторой голубизной или фиолетовостью, которая заметна тем сильнее, чем толще слой заливки. Это связано с особенностями психологического восприятия цветов человеческим глазом, когда понятие «кристально-чистый» ассоциируется с легкой голубизной или сиренево-голубым оттенком. Для объемных изделий с толщиной свыше 500 мм характерно еще и применение смолы или специальных отвердителей, которые не подвержены сильному саморазогреву состава, который вызывает закипание смеси компаунда и отвердителя, или, как минимум, образования в ней пузырьков, которые тем больше по размеру, чем сильнее разогрев смеси.

Прием с голубизной, легкой лиловостью или синевой часто используют такие производители за рубежом, как Crystal resin и ICE resin. Компаунды с такими холодными оттенками называются отбеленными. В российских разработках эпоксидные смолы с таким свойствами выпускаются под индексом ПЭО-510КЭФ-20/0, а чисто прозрачный, без каких бы то ни было оттенков, маркируется как ПЭО-510КЭ-20/0. Хотя с последним можно поэкспериментировать, окрасив его в легкий заданный оттенок, оставив при этом прозрачным, добавляя в компаунд вещество Эпоксион 400 (110А).

Приемы смешивания и разведения с добавками могут зависеть, как от объемов компонентов готовых смесей, так от их веса. Дело в том, что при составлении ювелирных композиций чаще всего количество компонентов А и Б берут не в объемах, как то принято у эпоксидных смол производственного назначения, а по весу, в граммах или даже в миллиграммах.

Погрешность при этом должна быть не более чем в 5%, а чтобы не выйти за ее пределы, лучше начать взвешивание с компонента Б, то есть отвердителя. Посмотрим, что получится, на примере с частями А и Б эпоксидной смолы для ювелирный работ ПЭО.

Для этих компонентов должно быть соотношение А к Б как 100:25, или 4 к 1 по массе, и 100 к 30, или 3,3 к 1 по объему. При «промахе» взвешивания или отмеривания с отвердителем, если вместо единицы отмерили 1,1, то и компонента А, соответственно, должно тогда быть порядка 1,1г*4 =4,4г или 1,1мл*3,3 = 3,63мл.

Проще всего для таких смешиваний пользоваться следующей таблицей:

Как называется смола ПЭО 10К 20/0 ПЭО610КЭ20/0 ПЭО510КЭ20/0 ПЭО10КЭ20/0 ПЭО201КЭ20/0 Crystal

resin

EpoxAcast 690 KER 828/921 ОП
Страна или фирма-изготовитель Санкт-Петербург ГТИ (ТУ) Россия PEBEO S/A,

Франция

Smoos, on Ink, США СП Юж. Корея — Россия
Тара 150, 30, 600, 1200 мл, а также любая в пределах от 10 до 200 кг (канистра – бочка) 150, 300, 650 мл 1,18, 4,72 кг ——-
Пропорции компонентов А и Б

по массе

по объему

100 : 25

100 : 30

100 : 50 100 : 30 100 : 50

100 : 50

Вязкость мПа/с при t 25°C 900 780 640 480 240 430 200 1470
Время до желатинизации в час при 25°C 2-3 3-4 5-6 8-10 12-15 2 5
Время отверждения при 25°C 42-54 54-66 66-84 24 24-48 6(20-25)
Срок хранения мес. При t °C 6(20-25) или 12 (3-8) 6(12-25) беречь от холода Срок ограничен 23* 6(20-25)
После полной полимеризации
Как выглядит Бесцветный, с небольшим отбеливающим эффектом или совсем без него Бесцветный с отбеливающим эффектом Бесцвет-ный
Стойкость к свету и УФ по 5-бальной шкале 4 3 4 2
t °C max при эксплуатации 80 75 70 50 46 60
Твердость по Шору 80 75-78 65-70 50-60 80 80 80

Разница в отмеривании по объему и по весу вызвана тем, что плотности эпоксидного компаунда и отвердителя сильно отличаются. Поэтому попытка как-то «усреднить» пропорции может привести к плохому результату.

Для образования однородной полимерной сетки в застывшей смоле нужно, чтобы при составлении смесей А и Б сохранялось так называемое стехиометрическое соотношение этих частей, когда вся протополимерная цепочка части А прореагирует с отвердителем. В случае с «ювелирными» смолами не сработает прием, часто применяемый в дешевых образцах этой продукции, используемой для обширных заливок полов, столешниц, когда небольшой избыток отвердителя только ускорит время реакции полимеризации.

Здесь же, в случае с ювелиркой, лишние молекулы отвердителя просто не встроятся в полимерную сетку, что снизит не только физико-механические характеристик полученных отливок, но и не даст их в дальнейшем отполировать. Ведь отвердитель будет иметь липкую консистенцию, и будет раз за разом будет выступать из мельчайших пор нарушенной полимерной сетки.

Итоговое изделие

Если вы хотите иметь монолитную структуру ювелирного изделия, отлитого из эпоксидных смол, лучше обеспечьте к гарантированному сроку отверждения дополнительное время еще в трое-четверо суток, тогда на изделиях не будет оставляться отпечатков пальцев, как это часто бывает при нагреве украшений от тепла тела.

Часто задаваемые вопросы и ответы на них:

Вопрос: На какие поверхности можно наносить эпоксидную смолу?
Ответ: Стекло, керамика, дерево, металл, полимерная глина, любые другие поверхности.

Вопрос: Как избежать пузырьков воздуха в будущих изделиях?
Ответ: Затвердитель следует вмешивать в смолу маленькими порциями, медленно помешивая в течение 5 минут. После разогреть духовой шкаф до температуры 40-50 градусов и поставить эпоксидную смолу на прогрев всего на 5-7 минут.

Вопрос: Можно ли заливать эпоксидной смолой свежие листья и цветы?
Ответ: Нет, нельзя. Со временем свежие листья начнут подгнивать внутри изделия. Поэтому необходимо перед заливкой высушивать гербарии и желательно на открытом воздухе.

Вопрос: Если перед заливкой эпоксидной смолой, свежие растения предварительно покрыть лаком, они сохранят свой цвет и форму?
Ответ: Цвет и красивый вид живого цветка сохранится на 3-6 месяцев, но со временем все равно начнет гнить внутри готового изделия. Украшение придется выбросить.

Вопрос: Изделие не извлекается из заливочной формы. Что делать?
Ответ: Для начала попробуйте извлечь изделие под струей теплой воды с добавлением мыла. После надавите пальцами на дно заливочной формы и вытолкайте изделие из молда.

Вопрос: Как добиться матовости эпоксидной смолы в изделии?
Ответ: Перед началом заливки смажьте силиконовые формы или карбошоны вазелином.

Немного пузырьков

Вопрос: Изделие сохнет больше 24 часов, но остается липким и не высыхает. Что делать?
Ответ: К сожалению, изделие придется выбросить, конечное можно попробовать его реанимировать под ультрафиолетовыми лампами, но это очень редко помогает. Скорее всего, вы взяли неправильные пропорции смолы и отвердителя. Причиной неполного высыхания изделия еще может служить форма под заливку, если ее высота больше 5 см, то эпоксидная смола не будет застывать окончательно.

Вопрос: Какими красками можно подкрашивать эпоксидную смолу?
Ответ: витражными красками и лаковыми красками, спиртовыми чернилами. Если хотите получить белый цвет можно в эпоксидную смолу добавить цинковых белил. Акриловыми, масляными и акварельными краскам подкрашивать смолу нельзя.

Вопрос: Что можно добавлять и вмешивать в эпоксидную смолу?
Ответ: пигменты, глиттеры, стекло, сухоцветы, высушенных насекомых, пастель.

Вопрос: Можно ли после полного застывания запекать изделие из эпоксидной смолы в духовом шкафу?
Ответ: Да, можно. После полного застывания изделия из эпоксидной смолы не токсичны!

Эпоксидная смола – замечательный материал для создания бижутерии, он придает изделию идеально гладкую поверхность, предотвращает попадание влаги и пыли на изделие, создает 3D эффект, придает изысканного и довершенного вида украшению.

Источники

  • https://practeco.ru/tekhnologiya/epoksidka-dlya-ukrashenij.html
  • https://www.liveinternet.ru/users/4611100/post278199425
  • https://homius.ru/epoksidnaya-smola-dlya-tvorchestva.html
Автор статьи
Вячеслав Григорьев
Плотник с опытом работы более 20 лет. Использует эпоксидку при создании мебели и предметов интерьера.
Написано статей
50
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Albaruthenia.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: